Юрий Крыжановский. Избранное

Юрий Крыжановский. Избранное. Киев — Донецк: Норд-Прес, 2012 — 152 с.
В состав сборника известного поэта Юрия Крыжановского (1960-2012) вошли тексты из его книг: «Виночерпий» (2007); «Александрия» (2009), а также отдельные стихотворения из неопубликованной книги, которую он хотел назвать «Дегустация». Юра, прости, если что не так. Твоё Слово — Живое. Как и ты.

В оформлении обложки использована репродукция любимой Юрой картины художника Сергея Лаушкина «Вдохновение».

Один из последних текстов Юрия Крыжановского

***

Зашнурую ботинки,
Пригублю на дорожку
И уйду по тропинке
Я бесшумно, как кошка.

Боль бухлом не заглушишь:
Тяжело жить без кожи…
Помяни мою душу
И прости, если сможешь.

Виталог О Юре
22 мая 2012 не стало поэта Юрия Крыжановского… Настолько, насколько смерть, по словам другого киевского поэта Валерия Сазонова, была «не его форматом», этот «некролог» является не некрологом, а «виталогом» — то есть, письмом жизни, а не письмом смерти.
Немного фактов.
Юрий Крыжановский (1960 — 2012) – поэт, один из основоположников направления «Контркультура». По образованию – филолог, учитель русского языка и литературы.
Первая публикация в самиздатовском альманахе «Бумеранг». – Спб., 1992. Неоднократно публиковался в журналах «Ренессанс», «Современный Ренессанс» (с 1992-го по 2005), «Твоё Время», «Время Z», в газете «Поэт и современник», а так же во многих периодических изданиях Украины и России.
Первый поэтический сборник «Страна Беломория», изданный издательством «Экономика и право», увидел свет в 2003 году. Второй сборник «Виночерпий» (КМЦ «Поэзия», 2007 год) разошелся, после появления, в течении нескольких месяцев.
Лауреат международных фестивалей: «Пушкинское кольцо» (Канев-Черкассы), «Подкова пегаса» (Винница), «Каштановый дом» (Киев), «Малахитовый носорог» (Винница», «Гриновский фестиваль» (Одесса) и многих других. ГРАН-ПРИ фестиваля «Авалгард» (Харьков, 26 мая 2012) получил посмертно.
Последний сборник Юрия Крыжановского «Александрия-208» (в соавторстве с Евгенией Бильченко) – это уникальный эксперимент литературного, философского и личностного диалога Поэта и Поэта разных стилевых направлений, но одной жизненной позиции. Книга представляет собой концептуальный экспрессивный, драматичный альбом одновременно созвучных и контрастных стихотворений с предисловием знаменитого «поэта в законе» Романа Скибы (Львов) и ставит целью не только показать диалог двух авторов, но и диалог двух культур – российской и украинской. В последние годы Юра вплотную занялся театром. Он блестяще сыграл главную роль (Доктор) в спектакле «Палата без номера» (режиссер — Макс Сердечный, сценарий — Евгения Бильченко) — авангардной арт-практике, ориентированной на синтез слова и образа через «поэзию в действии». Спектакль неоднократно демонстрировался на арт-площадках Киева, в театре Перуцкого в Одессе, а также на территории Павловской психбольницы (акция арт-терапии режиссера Сергея Энинберга) и Доминиканского монастыря при Институте религиозных наук Святого Фомы Аквинского
Немного мыслей…
Юра был одним из самых «скандальных» представителей современной русскоязычной поэзии Украины. О его личности можно сказать одно: полное отсутствие спасательного зазора между словом и жизнью. Отсюда — бунтарство, ирония на грани с клоунадой, маргинальность, неконьюнктурность, трагизм, социальный протест, эпатаж и та глубинная, говоря жаргонизмом, «кондовая», духовность, которая формируется не по салонам, а в недрах настоящего кровного бытия.
Под тексты Юры долго «подыскивали» стилистический ярлык: авангард? классика? постмодерн? Смесь первого, второго и третьего? Новая формула эстетического синтеза? Или даже «поэзия в действии», учитывая его занятия еще и театром?
Творчество Юрия Крыжановского по степени народности в лучшем, непопсовом, смысле этого слова можно сравнить с творчеством Владимира Высоцкого. Оно — понятно всем общественным слоям: от академиков, которые охотно посещали концерты Юры в Доме актера и в арт-кафе, — до маргиналов из киевской богемной Большой Житомирской. Один из основоположников контркультурного художественного движения в стране, который в 1980-х объехал стопом практически весь Союз, Юра был одновременно — лидером хиппи и любимцем прогрессивной части киевских поэтов-академистов.
Отсюда — и премии, и победы на фестивалях, и другие социальные маски внешнего признания, в котором он, собственно, остро нуждался и остро не нуждался, написав о себе:
Зарядил теплый дождик.
Я, как в детстве, – по лужам.
Я – свободный художник,
И никто мне не нужен.

Не чужой и не близкий,
Никому не понятный,
Я, как будто в химчистке,
Вывожу ваши пятна.

Разгребаю коросту,
Вашу накипь на душах.
Вы не парьтесь, все просто:
Я шагаю по лужам.

Возможно, еще сказано будет много, но лучше, чем любые критики, скажет о себе он сам, так как Юра не любил критиканства во всех его позах:

Жру водку и пью вино.
Бодун – уже не бодун.
Я ваше смотрю Кино –
В последнем сижу ряду.

Экран, где пестрит вранье.
Вещает ведьмак беду.
Над падалью – воронье…
В последнем сижу ряду.

Воистину, не секрет:
Мы в разных живем рядах.
Последний – всегда запрет,
А в первом таится страх.

Последний – и есть оплот:
Миг трезвости. Боль. Таран…
Я – именно тот пилот,
Кто врежется в ваш экран!

Плюю на любую власть.
Казните сто раз подряд.
Но вам не дано попасть
В мой самый последний ряд.

Аудиодиск со стихотворениями и песнями на тексты Юрия Крыжановского, а также видео спектакля «Палата без номера» можно прослушать и посмотреть на его персональном сайте: http://poezia.at.ua/. Тексты Юры выложены также на сайте http://www.stihi.ru/avtor/zveryonysh
Евгения Бильченко, поэт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Контркультура в Киеве © 2015-2017